Маршрутный бортовой
компьютер - это прибор, предназначенный для отображения,
хранения и анализа информации, поступающей из различных узлов и
блоков (в основном из памяти ЭБУ). Бортовой компьютер дает
достаточно полную картину о состоянии Вашего автомобиля. Очень
важной является информация, поступающая в виде кодов неисправностей,
указывающая где и какая система или узел автомобиля работают
неудовлетворительно. В подавляющем большинстве современных
маршрутных бортовых компьютеров коды неисправностей воспроизводятся
на экране в текстовом виде - пользователю не нужно утруждать себя
поиском перевода цифры кода в текстовую фразу. Кроме кодов
неисправностей маршрутный бортовой компьютер может воспроизводить
текущие параметры движения автомобиля и работы двигателя. Важнейшим
из этих параметров является текущее потребление топлива. Следя за
мгновенным расходом топлива можно приучить себя очень экономно
ездить. В некоторых случаях при помощи бортового компьютера можно не
только наблюдать значение какого-либо параметра, но и изменить его
(например температуру включения вентилятора), но это удается не
всегда. В последних версиях маршрутных бортовых компьютерах
имеется возможность подключения к нему датчиков радара парковки.
Важно, чтобы датчики были той же фирмы, что и купленный прибор.
Маршрутный бортовой
компьютер устанавливается в произвольном месте кабины, во
многих моделях для него предусматривается специальная ниша.
Вся скачиваемая информация о неисправностях автомобиля, а также и
питание прибора берется от диагностического разъема. Наиболее
просто это делается при наличии трапецивидного разъема (OBD-2),
который устанавливается на автомобилях в последнее время. Важно, что
наличие маршрутного бортового компьютера не препятствует прохождению
технического обслуживания на СТО, так как он практически не может
оказывать влияние на работу двигателя. Кроме того, если мастера СТО
подозрительны и неграмотны (что бывает часто), бортовой компьютер
легко отключить просто выдернув разъем.
Универсальные маршрутные бортовые
компьютеры
Как правило устанавливаются на иномарки,
так как могут работать с разными моделями. Универсальность этих
бортовых компьютеров заключается, в том, что в них заложена
способность выбора интерфейса взаимодействия с ЭБУ. Сам
выбор протокола осуществляется либо автоматически - при
подключении, либо вручную. Приборы данного типа могут
осуществлять связь с ЭБУ по всем протокола OBD-2:
ISO 9141 / ISO 14230, ISO 15765-4 CAN, SAE J1850 VPW.
Некоторые виды последних версий универсальных маршрутных бортовых
компьютеров могут работать не только по OBD-2, но и по заводским
протоколам, что важно при установке на устаревшие японские (до
2000г) и некоторые европейские модели - например на VAG группу. В
отличие от "европейцев" "японцы" и "американцы", как
правило, диагностируются по OBD-2. Крепление бортовых компьютеров
данного класса также универсально - либо на "торпеду", либо в 1DIN -
место магнитолы. Если связь с ЭБУ по диагностическому протоколу
отсутствует, большинство приборов можно подключить в т.н.
универсальном режиме - только к датчику скорости и форсунке. В этом
случае полноценной диагностики не будет, но можно весьма точно
определить мгновенный расход топлива. Некоторые сервисы используют
универсальные маршрутные бортовые компьютеры в качестве съемных
диагностических сканеров на европейские и устаревшие японские
модели, чтобы не покупать дорогостоящую дилерскую аппаратуру.
Признанными лидерами в изготовлении универсальных бортовых
компьютеров являются Российские фирмы Мультитроникс и Престиж.
Маршрутные бортовые компьютеры на
ВАЗ
Приборы для ВАЗ делают многие. Отметим, что самые
недорогие изготавливают фирмы Престиж и Штат. Положительным является
то, что завод Тольятти предусматривает специальные места для
размещения маршрутных бортовых компьютеров . Эти места
присутствуют на 2107, 2108, 09, 21013-15, 2110-12 и на Приорах. К
сожалению на Калинах и Нивах этих ниш не предусмотрено. Некоторые
затруднения возникают при монтаже приборов на модели до 2006 года,
так как в это время использовалась устаревшая прямоугольная
диагностическая колодка. В этом случае присоединение бортового
компьютера к автомобилю приходилось выполнять не одним общим
разъемом, а отдельными "пинами". При использовании маршрутных
бортовых компьютеров на ВАЗах возможно осуществить некоторые
регулировки - температуру включения вентилятора, обороты холостого
хода и др. Правда это возможно только в тестовом режиме - при
отключении прибора регулировки не сохраняются. Сохранение изменения
возможно только для параметра "регулировка CO", так как
данная константа находится в EEPROM и доступна для редактирования по
k- линии.
Маршрутные бортовые компьютеры на ГАЗ и
УАЗ
На данный тип моделей бортовые маршрутные компьютеры также делают
весьма много фирм. Из бюджетных вариантов отметим фирму
Скат. Места для размещения приборов предусмотрены лишь у
Газелей. На Волгах и Уазах приходится монтировать на верх приборной
панели, либо использовать воздуховод отопителя салона. На Волгах и
Газелях возможно осуществлять регулировку угла опережения
зажигания и концентрацию CO. Отметим, что эти параметры
сохраняются при регулировке, так как записаны в памяти EEPROM.
Особенно это важно при использовании газа в качестве топлива. У
маршрутного бортового компьютера фирмы Скат при переключении
на газовое топливо не только вводится поправка угла зажигания, но и
осуществляется выключение форсунок. Некоторое неудобство при
монтаже маршрутных бортовых компьютеров на автомобили
выпуска до 2006 г. проявляется в том, что колодка диагностики,
во-первых, находится под капотом и. во-вторых, имеет устаревшую
форму, не позволяющую соединить ее с унифицированным разъемом. В
этом случае k- линию приходится заводить через отдельный
контакт.
Маршрутные бортовые компьютеры на
карбюраторные модели
Для карбюраторных моделей невозможно сделать полноценный бортовой
компьютер, по причине отсутствия нужного количества датчиков. Часто
в карбюраторном случае называют маршрутным компьютером выносной
тахометр с функцией индикации напряжения и температуры в салоне.
Несколько ближе к диагностическому прибору для карбюраторных моделей
изделие Pilot K9 фирмы Мультитроникс. Pilot K9 имеет две очень
полезные уникальные функции. Первая - диагностика пропусков
искрообразования. Выявление пропуска основано на обнаружении
замедления вращения коленвала при отсутствии искры. Вторая функция -
широкодиапазонный октан корректор, который меняет угол опережения в
интервале +\- 15 град. Особенно важно большое опережение при работе
на газе и при пуске зимой. Такое большое изменение угла удалось
получить используя не принцип простой задержки импульса зажигания,
как в обычных ОК, а используя временное положение импульса прошлого
такта. Этот импульс можно сдвигать в обе стороны как угодно. Данная
замена импульсов возможна так как расположение импульса зажигания от
такта к такту меняется слабо.