Маршрутный бортовой компьютер Gamma GF223 Бортовой компьютер предназначен для установки на инжекторные автомобили семейства Шеви-Нива. БК совместим с серийными прошивками контроллеров BOSCH M1.5.4 / MP7.0 / M7.9.7 / Январь 5.1 / VS 5.1 / Январь 7.2 «Ителма» / «Автэл». Выполняет функции часов реального времени с календарем и будильником, маршрутного компьютера, диагностического тестера и аварийного сигнализатора и определяет сроки технического обслуживания автомобиля. Функции бортового компьютера Часы - мультидисплей - демо-режим - часы с календарем и будильником Маршрутный компьютер - мультидисплей - остаток топлива в баке - прогноз пробега на остатке топлива - общий расход топлива - расход топлива за одну поездку - пройденное расстояние за поездку - средний расход топлива за поездку - цифровой спидометр - средняя скорость движения за поездку -”черный ящик по скорости” - время поездки - стоимость поездки Ошибки системы - диагностические коды системы впрыска с полной расшифровкой кодов ошибок и с возможностью их сброса Программируемый мультидисплей - обзор на экране дисплея двух параметров на выбор по предпочтению Диагностический тестер - мультидисплей - текущий (мгновенный) расход топлива - температура охлаждающей жидкости - напряжение бортовой сети - частота вращения вала двигателя - положение дроссельной заслонки - массовый расход воздуха - угол опережения зажигания - положение регулятора холостого хода - ионизатор Техническое обслуживание - замена масла ДВС - замена масла КПП - замена свечей - замена воздушного фильтра - замена топливного фильтра - замена ремня ГРМ Аварийный сигнализатор - опасный перегрев двигателя - недопустимое напряжение в бортсети - превышение порога скорости Комплектация БК со жгутом проводов.............................1 руководство .............................................. 1 упаковка .....................................................1 Технические характеристики Напряжение питания, В........................................................................................................6 - 18 Средний ток потребления, мА - при включенной подсветке..........................................200 - при выключенном зажигании.......................................20 Точность хода часов, с/сутки..............................................................................................± 10 Рабочая температура, °С.................................................................................................-20…+65 Масса, г не более..................................................................................................................110 Установка БК Рис.1 Подключение БК Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора 1. Извлеките из щитка панели центральное сопло вентиляции салона. 2. Освободите и извлеките щиток панели приборов, освободите и выньте комбинацию приборов. 3. Подключите жгут проводов БК (прилагается в комплекте) в соответствии с рис.1 согласно существующей технической документации на электрооборудование автомобиля: - вставьте клемму провода “Масса” в разрыв контакта черного провода колодки кнопочного выключателя обогрева заднего стекла, - вставьте клемму провода “Зажигание” в разрыв контакта желтого с голубым провода колодки кнопочного выключателя обогрева заднего стекла, - вставьте клемму провода “+12 v” в разрыв углового контакта красного с черным провода колодки кнопочного выключателя аварийной сигнализации, - пропустите провод К-линии к диагностической колодке и подсоедините к гнезду М. Колодка находится под рулевой колонкой, - отсоедините красную 13-и клеммную колодку от комбинации приборов. Извлеките из колодки 10- й контакт с проводом розового цвета и в разрыв извлеченного контакта подключите провод “ДУТ”. Извлеките из колодки 9-й контакт с проводом серого цвета и в разрыв извлеченного контакта подключите провод “ДСА”, - отключите колодку контроллера ЭСУД от блока. Вскройте колодку и вставьте клемму желтого с черным провода “СРТ” в свободное гнездо 32 контакта колодки контроллера ЭСУД. Для контроллера Bosch M7.9.7 подключение провода СРТ производится к 10 контакту колодки (рис.1). 4. Пропустите колодку жгута БК в отверстие сопла вентиляции и произведите установку комбинации приборов на место в порядке, обратном снятию. Извлеките заслонку и решетку левой части сопла вентиляции, в освободившийся отсек установите БК и вставьте снятую заслонку на место. Подключите колодку жгута проводов к разъему БК и установите сопло вентиляции в щиток панели приборов. Подключите отрицательную клемму к аккумулятору. Инициализация БК (Возврат к заводским установкам) Данный режим предназначен для использования специалистами автосервиса при первичном монтаже БК на автомобиль. Для активизации режима необходимо отсоединить от БК 9-и клеммную колодку, затем вновь подключить колодку к БК при одновременном удержании кнопки “TIME” до момента загорания дисплея. При этом: - обнуляются параметры движения за поездку и общий расход топлива; - устанавливается ряд служебных констант - часы и будильник в положении 00 час 00мин; - звуковой сигнал будильника выключен; - показания календаря - исходные (день - месяц - год); - ограничитель скорости выставлен на 160 км/час; - отменяются все ранее произведенные действия. Примечание: после инициализации БК в случае несоответствия показаний БК и стрелочного указателя уровня топлива провести тарировку бензобака. Включение БК При первом подключении БК к бортсети автомобиля и включении замка зажигания определяется: - тип контроллера и версия программного обеспечения - тестируется канал связи между БК и контроллером впрыска топлива (К-линия). При этом на дисплее отображается для примера: ”Бортовой компьютер GAMMA”, затем определяется тип контроллера и версия ПО (например): ”Bosch MP7.0 Код ПО: M7V03E65”. Тестируется канал связи, при отсутствии выводится предупреждающее сообщение: ”Нет связи” (при этом группы “Текущие параметры” и ”Ошибки системы” исключаются из меню работы БК). Если связь присутствует, то предупреждающее сообщение не появляется. Примечание: для повторного тестирования в процессе эксплуатации после включения замка зажигания следует кратковременно нажать кнопку “MENU”. Назначение кнопок - “TIME” - переключение в группу «Часы» и перебор функций этой группы; - “MENU” - переключение между режимами марш. компьютера, диагностического тестера, технического обслуживания, ошибки системы; - “UP-DOWN” - перебор функций маршрутного компьютера и диагностического тестера, технического обслуживания, просмотра ошибок системы; Процедура коррекции Одновременное нажатие на кнопки “UP-DOWN” означает переход в режим коррекции. Далее нажатием кнопок “UP” или “DOWN” изменяется значение параметра. Затем при одновременном нажатии “UP-DOWN” происходит выход из режима коррекции. Процедура сброса В некоторых режимах одновременное нажатие на кнопки “UP-DOWN” означает сброс значения функции, отображаемой на дисплее (см. ниже по тексту). Часы Перебор функций этой группы происходит при нажатии на кнопку “TIME”в следующем порядке: - мультидисплей - демо-режим - часы ( часы. минуты ) - будильник ( часы. минуты ) - календарь ( число. месяц. год) Установка часов, будильника и календаря производится из соответствующих режимов с использованием процедуры коррекции. Регулировка яркости дисплея производится в режиме “Мультидисплей” нажатием кнопок”UP” или “DOWN”.В режиме “Часы” производится регулировка контрастности дисплея нажатием кнопок ”UP” или “DOWN”. В режиме “Мультидисплей” реализована демо-версия, позволяющая в автоматическом режиме последовательно просматривать все функции БК. Включение / выключение демо-версии производится одновременным нажатием кнопок “UP-DOWN”. Включить / выключить сигнал будильника можно нажатием кнопок ”UP” или “DOWN” в режиме будильника. Если он включен, то на дисплее загорится символ колокольчика. Выбор 1 из 4-х мелодий будильника посредством процедуры коррекции. Прослушать выбранную мелодию можно последовательным нажатием кнопок ”UP” или “DOWN”, затем “MENU”. Маршрутный компьютер Переключение в группу маршрутного компьютера происходит при нажатии на кнопку “MENU” - в левой части дисплея загорится символ “автомобиль”, который через 9 секунд заменяется на отображение текущего времени суток. В этом режиме БК отображает функции: - мультидисплей - остаток топлива в баке (л) - прогноз пробега на остатке топлива (км) - общий расход топлива (л) - расход топлива за поездку (л) - пробег за поездку (км) - средний расход топлива за поездку (л/100) - текущая скорость (км/час) - средняя скорость поездки (км/час) - “черный ящик по скорости” за последний километр движения (км/час) - время в пути (час., мин) - стоимость поездки (руб) (с использованием процедуры коррекции вводится стоимость 1л топлива) Мультидисплей Функция позволяет одновременно отобразить на дисплее четыре важнейших параметра, характеризующих особенности поездки: Верхняя строка: - средний расход топлива за поездку (л/100) - уровень топлива (л) Нижняя строка: - пробег (км) - расход за поездку (л) Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить параметры поездки (без дополнительных манипуляций с кнопками управления БК). Тарировка бензобака Проводится, если остаток топлива в баке менее 15 литров. Переход в режим тарировки производится процедурой двойного нажатия в режиме "Остаток топлива в баке". В появившемся на экране дисплея меню предлагается выставить: -паспортный объем бензобака (по умолчанию 58л) -скорректировать показания остатка топлива в баке нажатием клавиш ”UP” или “DOWN”. Корректировка производится в интерактивном режиме, согласно инструкциям на экране дисплея. Пример: по загоранию контрольной лампы выставить остаток топлива 8л и выйти из режима коррекции. Внимание: коррекция объема топлива в баке должна проводится при стоянке автомобиля на ровной горизонтальной площадке с запущенным двигателем. Коррекция расхода топлива. Переход в режим коррекции производится процедурой двойного нажатия в режиме "Расход топлива за поездку". Нажатием клавиш выставить реальный расход в литрах. Выход из режима коррекции повторной процедурой двойного нажатия. Например: заправьте полный бак 58л. В режиме “Пробег за поездку” процедурой сброса обнулите параметры движения за поездку. Продолжайте движение. После загорания контрольной лампочки, что соответствует остатку топлива в бензобаке 8 ±1л, в режиме ”Расход топлива за поездку” необходимо выставить с помощью процедуры коррекции известный Вам объем топлива в литрах, затраченный на поездку, в нашем примере 58-8=50л. Если расчетный объем совпадает с индицируемым, то коррекция не требуется. После проведения этой процедуры БК автоматически пересчитает следующие параметры: расход топлива за поездку, текущий расход топлива, общий и средний расход топлива, прогноз пробега на остатке топлива. Установка предела скорости Установка предела скорости производится через процедуру коррекции в режиме текущей скорости. Сброс счетчиков Сброс путевых счетчиков (начало поездки) и счетчика общего расхода топлива осуществляется посредством процедуры сброса в режиме “ Пробег за поездку ” и в режиме “Oбщий расход топлива” соответственно. Программируемый мультидисплей Данный режим позволяет выставить для обзора на экране дисплея из общего списка два параметра на выбор по предпочтению. Выбор параметра в левой части дисплея - клавишей “DOWN”. Выбор параметра в правой части дисплея - клавишей “UP”. Диагностический тестер Переключение в режим диагностического тестера происходит при последовательном нажатии на кнопку “MENU” - в левой части дисплея загорится символ “двигатель”, который через 9 секунд заменяется на отображение текущего времени суток. В этой группе БК отображает функции: - мультидисплей - текущий расход топлива (л/ч или л/100 км при скорости больше 20 км/ч) - температура охлаждающей жидкости (°С) - напряжение в бортсети (В) - частота вращения коленвала двигателя (об/мин) - положение дроссельной заслонки (%) - массовый расход воздуха (кг/ч) - угол опережения зажигания (град) - положение регулятора холостого хода (шаг) - ионизатор Функция " Мультидисплей " позволяет одновременно отобразить на дисплее четыре важнейших параметра, характеризующих состояние двигателя: Верхняя строка: - расход топлива (л/час, л/100км) - обороты /мин Нижняя строка: - температура двигателя (°С) - напряжение бортсети (В) Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить особенности работы двигателя (без дополнительных манипуляций с кнопками управления БК). Функция "Ионизатор" предназначена для облегчения низкотемпературного запуска двигателя с помощью предпускового прогрева свечей зажигания и ионизации части объема камеры сгорания в области межискрового промежутка. Процедура использования режима: включить замок зажигания, выбрать в меню БК функцию "Ионизатор" и используя процедуру двойного нажатия кнопок запустить ее. Выключение произойдет автоматически по истечении заданного временного промежутка. После этого следует приступить к стандартной процедуре запуска двигателя. Техническое обслуживание Переключение в режим технического обслуживания происходит при последовательном нажатии на кнопку “MENU” - в левой части дисплея загорится символ “тех. обслуживания автомобиля”. В этом режиме содержится информация о пробеге автомобиля до момента наступления ТО: - замена масла ДВС - замена воздушного фильтра - замена масла КПП - замена топливного фильтра - замена свечей - замена ремня ГРМ Периодичность замены по умолчанию задается в соответствии с ВАЗовскими нормами и может изменяться водителем посредством процедуры коррекции. О наступлении события водитель оповещается предупреждающим текстовым сообщением на экране и звуковым сигналом при включении замка зажигания. Проброс предупреждающих сообщений производится процедурой двойного нажатия при их отображении на дисплее. Внимание! После проведения ТО задайте периодичность замены в каждой группе. Ошибки системы Переключение в группу ошибок впрыска происходит при последовательном нажатии на кнопку “MENU” - в левой части дисплея загорится символ “Внимание”. Просмотр ошибок осуществляется кнопками “UP” или “DOWN” с полной расшифровкой кодов ошибок системы. Стирание ошибок производится посредством процедуры “сброс”. Аварийный сигнализатор При перегреве двигателя (температура больше 110°С), недопустимом напряжении в бортовой сети (меньше 10.8 и больше 15.8 Вольт) и превышении установленного порога скорости БК подает звуковой сигнал и на экране отображается причина включения сигнализатора, независимо от установленного на дисплее режима. Возможные проблемы - БК не включается Вероятные причины:- нет напряжения питания в разъеме маршрутного компьютера - плохой контакт в этом разъеме - БК неисправен - БК не переходит в режим диагностического тестера (на дисплее надпись “Нет связи”) Вероятные причины: - не подключен провод К-линии к диагностическому разъему - если иммобилайзер не установлен, то нет перемычки в его разъеме между 9 и 18 контактами; его разъем находится в консоли слева - БК не вычисляет текущую скорость Вероятные причины: - плохой контакт вывода 9 разъема БК - БК не вычисляет общий расход Вероятные причины: - отсутствует или плохой контакт вывода 1 разъема БК - БК неверно вычисляет остаток топлива в баке Вероятные причины: - отсутствует или плохой контакт вывода 8 разъема БК - неверно произведена тарировка бензобака (повторить тарировку) - Не горит подсветка дисплея БК - в режиме “Часы: Мультидисплей” увеличить яркость дисплея - Некорректная работа БК (сбой ПО) - провести возврат к заводским установкам