Маршрутный бортовой компьютер Gamma GF312T 
Бортовой компьютер Gamma GF312 (далее по тексту БК) предназначен для установки на 
инжекторные автомобили ВАЗ семейства 2110. БК совместим с контроллерами BOSCH M1.5.4 / MP7.0 / 
M7.9.7 / Январь 5.1 / VS 5.1 / Январь 7.2 «Ителма», «Автэл». 
БК выполняет функции часов с календарем и будильником, термометра, маршрутного компьютера, 
диагностического тестера и аварийного сигнализатора и определяет сроки технического обслуживания 
и динамические параметры автомобиля. 
Отличия БК Gamma GF312 от предыдущих версий: 
1. В бортовом компьютере Gamma применен графический дисплей с повышенным разрешением 
128х64, максимально облегчающий считывание графической и текстовой информации с БК. 
2. Введен режим “Любимые параметры”, позволяющий выставить для обзора на экране дисплея 
из общего списка четыре параметра на выбор по предпочтению. 
3. Введена группа “Динамические параметры”, определяющая скоростные возможности автомобиля. 
4. В группе “Текущие параметры” реализован режим отображения графика наблюдаемого параметра. 
5. Реализована функция “Ионизатор”, предназначенная для облегчения низкотемпературного запуска 
двигателя с помощью предпускового прогрева свечей зажигания и ионизации части объема 
камеры сгорания в области межискрового промежутка. 
6. Применен датчик температуры фирмы “Philips” со стабильной метрологической характеристикой 
и повышенной долговременной стабильностью, а также микроконтроллер фирмы NEC для 
автомобильных применений. 
Функции бортового компьютера 
Часы и термометр 
- мультидисплей 
- часы с календарем и будильником 
- температура воздуха вне автомобиля 
Техническое обслуживание 
- замена масла ДВС 
- замена масла КПП 
- замена свечей 
- замена воздушного фильтра 
- замена топливного фильтра 
- замена ремня ГРМ 

Маршрутный компьютер 
- мультидисплей 
- остаток топлива в баке 
- прогноз пробега на остатке топлива 
- общий расход топлива 
- расход топлива за одну поездку 
- пройденное расстояние за поездку 
- средний расход топлива за поездку 
- цифровой спидометр 
- средняя скорость движения за поездку 
-”черный ящик по скорости” 
- время поездки 
- стоимость поездки 
Диагностический тестер 
- мультидисплей 
- текущий (мгновенный) расход топлива 
- температура охлаждающей жидкости 
- напряжение бортовой сети 
- частота вращения вала двигателя 
- положение дроссельной заслонки 
- массовый расход воздуха 
- угол опережения зажигания 
- положение регулятора холостого хода 
- “ионизатор” 
Любимые параметры 
- обзор на экране дисплея четырех параметров 
на выбор по предпочтению 
Ошибки системы 
- диагностические коды системы впрыска 
с полной расшифровкой кодов ошибок и 
с возможностью их сброса 
Аварийный сигнализатор 
- опасный перегрев двигателя 
- недопустимое напряжение в бортсети 
- превышение порога скорости 
Комплектация 
бортовой компьютер............................1 
датчик температуры.............................1 переходник диагностической линии.............. 1 
руководство ........................................ 1 упаковка ........................................................... 1 
Технические характеристики 
Напряжение питания, В..........................................................................................................6 - 18 
Средний ток потребления, мА - при включенной подсветке.............................................200 
- при выключенном зажигании..........................................20 
Точность хода часов, с/сутки..................................................................................................± 10 
Точность измерения наружной температуры, °С..................................................................± 1 
Диапазон измерения наружной температуры, °С...........................................................-40…+50 
Рабочая температура, °С....................................................................................................-20…+65 
Масса, г не более.......................................................................................................................110 

Установка 
Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора. 
1. Пропустите одинарный провод “К - линии” к диагностической колодке, которая находится под 
рулевой колонкой с правой стороны и подсоедините его к гнезду “М” (см. рис.1) 
с одной стороны и к резервному контакту 2 колодки маршрутного компьютера 
Рис.1 
2. Подключите колодку БК к штатному разъему маршрутного компьютера 
3. Установите датчик температуры: 
- снимите левую накладку консоли в районе педали газа 
- извлеките бортовую систему контроля ( блок слева от часов ) 
-проложите провод с датчиком от места установки БК до места установки датчика в районе 
заглушки левой противотуманной фары на переднем бампере по маршруту: 
гнездо БК - накладка консоли левая (под ковриком в районе педалей) - резиновый чехол привода 
сцепления - левый лонжерон ( через щель между кузовом и указателем поворота ) 
-прикрепите датчик температуры: 
открутите гайку М6 крепления к кузову пластиковой детали ( номер по каталогу 2110-8403363) левой 
передней колесной ниши. Оттяните деталь на себя так, чтобы ее крепежное отверстие сошло со 
шпильки. Установите на шпильку датчик, а затем и деталь, закрутите гайку. При правильной 
установке деталь закрывает датчик и его провод от воздействия воды и грязи. 
Внимание! Иные способы крепления датчика не рекомендуем, т.к. на показания датчика 
температуры могут влиять солнечный свет и тепло из моторного отсека автомобиля. 
4. Подсоедините разъем датчика температуры к БК и установите БК на место часов 
5.Подключите отрицательную клемму к аккумулятору 
Включение БК 
При первом подключении БК к бортсети автомобиля и включении замка зажигания определяется: 
1. тип контроллера и версия программного обеспечения 
2. тестируется канал связи между БК и контроллером впрыска топлива (К-линия). 
При этом на дисплее отображается для примера: ”Бортовой компьютер GAMMA”, 
затем определяется тип контроллера и версия ПО: ”Январь 5.1 Код ПО:J5V05L19”. 
Тестируется канал связи, при отсутствии выводится предупреждающее сообщение: ”Нет связи” 
(при этом группы “Текущие параметры”, ”Любимые параметры” и ”Ошибки системы” исключаются 
из меню работы БК). Если связь присутствует, то предупреждающее сообщение не появляется. 
Примечание: для тестирования по п.п.1 и 2 в процессе эксплуатации после включения замка 
зажигания следует кратковременно нажать кнопку “Выбор режима”. 

Назначение кнопок 
“TIME” - переключение в группу «Часы и термометр» и перебор функций этой группы 
по схеме: мультидисплей – часы – будильник – календарь – температура за бортом; 
“MENU” - переключение между режимами по схеме: техническое обслуживание- 
динамические параметры - маршрутные параметры - текущие параметры- 
любимые параметры - ошибки системы; 
“UP-DOWN”- перебор функций в режимах маршрутного компьютера, диагностического 
тестера, ошибок системы, технического обслуживания и т.д. 
Процедура коррекции 
Одновременное нажатие на кнопки “UP-DOWN” означает переход в режим коррекции. 
Далее нажатием кнопок “UP” или “DOWN” изменяется значение параметра. 
Затем при одновременном нажатии “UP-DOWN” происходит выход из режима коррекции. 
Процедура сброса 
В некоторых режимах одновременное нажатие на кнопки “UP-DOWN” означает сброс значения 
функции, отображаемой на дисплее (см. ниже по тексту). 
Часы и термометр 
Перебор функций этой группы происходит при нажатии на кнопку “TIME” в следующем порядке: 
- мультидисплей 
- демо-режим 
- часы ( часы. минуты ) 
- будильник ( часы. минуты ) 
- календарь ( число. месяц. год) 
- температура окружающего воздуха (°С) 
Установка часов, будильника и календаря производится из соответствующих режимов с 
использованием процедуры коррекции. Регулировка яркости дисплея производится в режиме 
“Мультидисплей” нажатием кнопок “UP” или “DOWN”. В режиме “Часы” производится регулировка 
контрастности дисплея нажатием кнопок “UP” или “DOWN”. 
В режиме “Мультидисплей” реализован демо-режим, позволяющий в автоматическом режиме 
последовательно просматривать все функции БК. Включение / выключение демо-режима 
производится одновременным нажатием кнопок “UP-DOWN”. 
Включить / выключить сигнал будильника можно нажатием кнопок “DOWN” или “UP” в режиме 
будильника. Если он включен, то на дисплее загорится символ колокольчика. 
Выключение звукового сигнала будильника - через 1 минуту или нажатием любой кнопки. 
Выбор 1 из 4-х мелодий будильника посредством процедуры коррекции. Прослушать выбранную 
мелодию можно последовательным нажатием кнопок “UP” или “DOWN”, затем “MENU”. 
Тарировка термометра 
БК позволяет тарировать показания термометра, что требуется при замене датчика температуры или 
отклонении показаний от истинных. В режиме измерения температуры за бортом посредством 
процедуры коррекции выставить требуемые показания термометра. 

Маршрутный компьютер 
Переключение в группу маршрутного компьютера происходит при нажатии на кнопку “MENU” 
- в левой части дисплея загорится символ “автомобиль”, который через 9 секунд заменяется 
на отображение текущего времени суток. 
В этом режиме БК отображает функции: 
- мультидисплей 
- остаток топлива в баке (л) 
- прогноз пробега на остатке топлива (км) 
- общий расход топлива (л) 
- расход топлива за поездку (л) 
- пробег за поездку (км) 
- средний расход топлива за поездку (л/100) 
- текущая скорость (км/час) 
- средняя скорость поездки (км/час) 
- “черный ящик по скорости” за последний километр движения (км/час) 
- время в пути (час: мин) 
- стоимость поездки (руб) (с использованием процедуры коррекции вводится стоимость 1л топлива) 
Мультидисплей 
Функция позволяет одновременно отобразить на дисплее четыре важнейших параметра, 
характеризующих особенности поездки: 
Верхняя строка: - средний расход топлива за поездку (л/100) - уровень топлива (л) 
Нижняя строка: - пробег (км) - расход за поездку (л) 
Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить параметры поездки 
(без дополнительных манипуляций с кнопками управления БК). 
Тарировка указателя остатка топлива в баке под конкретный автомобиль 
В данном изделии используется усовершенствованная методика тарировки датчика уровня топлива, 
суть которой - приведение в соответствие показаний конкретного датчика уровня топлива 
к заводской тарировке БК. Методика тарировки двухточечная и производится в режиме отображения 
уровня топлива в баке. При этом на дисплее появляется надпись: 
"Тарировка датчика топлива" 
“UP” - верхняя точка" 
“DOWN” - нижняя точка" 
"Time - заводские установки" 
Кнопки БК при этом получают альтернативное назначение: 
"Time" - возврат к заводским настройкам 
“UP" - тарировка верхней точки (уровень топлива более 20л) 
“DOWN" - тарировка нижней точки (уровень топлива менее 10л) 
С помощью кнопок “UP” или “DOWN” набирается известный Вам уровень топлива и производится 
выход из тарировки процедурой двойного нажатия. 
Пример 1: 
- по загоранию контрольной лампы провести тарировку бака в нижней точке по уровню 5 литров, 
- залить 20 литров и провести тарировку бака в верхней точке по уровню 5+20=25 литров. 
Пример 2: 
- по загоранию контрольной лампы провести тарировку бака в нижней точке по уровню 5 литров, 
- залить полный бак и провести тарировку бака в верхней точке по уровню полного бака. 
Внимание! Тарировку бензобака производить не ранее 2-х минут после остановки автомобиля 
на ровной горизонтальной площадке с запущенным двигателем. 

Коррекция точности измерения расхода топлива 
В изделии реализована усовершенствованная процедура корректировки точности измерения расхода 
топлива, суть которой рассмотрим на примере, однако возможны и другие варианты на усмотрение 
водителя. 
Заправить полный бак 43л. В режиме “Пробег за поездку” процедурой сброса обнулить параметры 
движения за поездку, продолжить движение. После загорания контрольной лампочки, 
что соответствует остатку топлива в бензобаке 5 ±1л, в режиме ”Расход топлива за поездку” 
необходимо выставить с помощью процедуры коррекции объем топлива в литрах, затраченный 
на поездку, в нашем примере 43-5=38л. Если расчетный объем совпадает с индицируемым, 
то коррекция не требуется. 
После проведения этой процедуры БК автоматически пересчитает все расходные параметры. 
Примечание: вход в режим коррекции точности измерения расхода топлива возможен только 
при условии, что объем израсходованного топлива, составит от 10 до 100 литров. 
Установка предела скорости 
Установка предела скорости производится через процедуру коррекции в режиме текущей скорости. 
Сброс счетчиков 
Сброс путевых счетчиков (начало поездки) и счетчика общего расхода топлива осуществляется 
посредством процедуры сброса в режиме “Пробег за поездку” и в режиме “Oбщий расход топлива” 
соответственно. 
Диагностический тестер 
Переключение в режим диагностического тестера происходит при последовательном нажатии на 
кнопку “MENU” - в левой части дисплея загорится символ “двигатель”, который через 9 секунд 
заменяется на отображение текущего времени суток. 
В этой группе БК отображает функции: 
- мультидисплей 
- текущий расход топлива (л/ч или л/100 км при скорости больше 20 км/ч) 
- температура охлаждающей жидкости (°С) 
- напряжение в бортсети (В) 
- частота вращения коленвала двигателя (об/мин) 
- положение дроссельной заслонки (%) 
- массовый расход воздуха (кг/ч) 
- угол опережения зажигания (град) 
- положение регулятора холостого хода (шаг) 
- ионизатор 
Мультидисплей 
Функция позволяет одновременно отобразить на дисплее четыре важнейших параметра, 
характеризующих состояние двигателя: 
Верхняя строка: - расход топлива (л/час, л/100км) - обороты /мин 
Нижняя строка: - температура двигателя (°С) - напряжение бортсети (В) 
Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить особенности работы 
двигателя (без дополнительных манипуляций с кнопками управления БК). 
Ионизатор 
Функция "Ионизатор" предназначена для облегчения низкотемпературного запуска двигателя с 
помощью предпускового прогрева свечей зажигания и ионизации части объема камеры сгорания в 
области межискрового промежутка. 
Процедура использования режима: 
включить замок зажигания, не запуская двигатель, выбрать в меню БК функцию "Ионизатор" и, 
используя процедуру двойного нажатия кнопок, запустить ее. Выключение произойдет автоматически 
по истечении заданного временного промежутка. 
После этого следует приступить к стандартной процедуре запуска двигателя. 

Временной график параметра 
При просмотре текущих параметров двигателя одновременное нажатие на кнопки “UP-DOWN” 
приводит к переключению дисплея в режим отображения временного графика наблюдаемого 
параметра. Выход из режима - повторным нажатием кнопок “UP-DOWN”. 
Любимые параметры 
Данный режим позволяет выставить для обзора на экране дисплея из общего списка четыре 
параметра на выбор по предпочтению. 
Выбор программируемых секторов дисплея производится с помощью процедуры коррекции 
последовательно по схеме: 
левый верхний - правый верхний - левый нижний - правый нижний. Выбор для установки требуемого 
параметра в секторе производится кнопками “UP”(вверх по списку) или “DOWN”(вниз по списку). 
Техническое обслуживание 
Переключение в режим технического обслуживания происходит при последовательном нажатии на 
кнопку “MENU” - в левой части дисплее загорится символ “тех. обслуживания автомобиля”. 
В этом режиме содержится информация о пробеге автомобиля до момента наступления ТО: 
- замена масла ДВС - замена воздушного фильтра 
- замена масла КПП - замена топливного фильтра 
- замена свечей - замена ремня ГРМ 
Периодичность замены по умолчанию задается в соответствии с ВАЗовскими нормами и может 
изменяться водителем посредством процедуры коррекции. О наступлении события водитель 
оповещается предупреждающим текстовым сообщением на экране и звуковым сигналом при 
включении замка зажигания. Проброс предупреждающих сообщений производится процедурой 
двойного нажатия при их отображении на дисплее. 
Внимание! После проведения ТО задайте периодичность замены в каждой группе. 
Ошибки системы 
Переключение в группу ошибок впрыска происходит при последовательном нажатии на кнопку 
“MENU” - в левой части дисплея загорится символ “Внимание”. Просмотр ошибок осуществляется 
кнопками “UP” или “DOWN” с полной расшифровкой кодов ошибок системы. 
Стирание ошибок производится посредством процедуры “сброс”. 
Аварийный сигнализатор 
При перегреве двигателя (температура больше 110°С), недопустимом напряжении в бортовой 
сети (меньше 10.8 и больше 15.8 Вольт) и превышении установленного порога скорости БК по- 
дает звуковой сигнал и на экране отображается причина включения сигнализатора, независимо от 
установленного на дисплее режима. 
Предупреждение о гололеде 
При температуре окружающего воздуха около -2...+2 °С при запуске двигателя на дисплей 
выводится предупреждение о гололеде. 
Предупреждение о включенных габаритах: при выключении зажигания на дисплей выводится 
сообщение о включенных габаритах, сопровождаемое звуковым сигналом. 

Инициализация БК (Возврат к заводским установкам) 
Данный режим предназначен для использования специалистами автосервиса при первичном монтаже 
БК на автомобиль. Для активизации режима необходимо отсоединить от БК 9-и клеммную колодку, 
затем вновь подключить колодку к БК при одновременном удержании кнопки “TIME” до момента 
загорания дисплея. 
При этом: - обнуляются параметры движения за поездку и общий расход топлива; 
- устанавливается ряд служебных констант; 
- часы и будильник в положении 00 час 00мин, показания календаря - исходные; 
- звуковой сигнал будильника выключен; 
- ограничитель скорости выставлен на 160 км/час. 
Примечание: после инициализации БК в случае несоответствия показаний БК и стрелочного 
указателя уровня топлива провести тарировку бензобака. 
Возможные проблемы 
- БК не включается - нет напряжения питания в разъеме маршрутного компьютера 
- БК не переходит в режим диагностического тестера (на дисплее надпись “Нет связи”) 
- не установлен провод К-линии (входит в комплект) между диагностическим разъемом и разъемом 
маршрутного компьютера или пропал контакт в этой цепи 
- если иммобилайзер не установлен, то нет перемычки в его разъеме между 9 и 18 контактами; 
разъем находится в консоли недалеко от контроллера впрыска (см. рисунок) 
- БК не вычисляет текущую скорость - плохой контакт вывода 9 разъема БК 
- БК не вычисляет общий расход - плохой контакт вывода 1 разъема БК 
- БК неверно вычисляет остаток топлива в баке 
- отсутствует или плохой контакт вывода 8 разъема БК 
- не соответствует остаток топлива в баке при уровне топлива менее 10 литров 
(провести тарировку нижней точки) 
- не соответствует остаток топлива в баке при уровне топлива более 20 литров 
(провести тарировку верхней точки) 
- БК постоянно показывает остаток топлива в баке 43 литра и не тарируется 
Вероятные причины: - отсутствует провод ДУТ в жгуте электропроводки между 8-м контактом 
9-и клеммной колодки бортового компьютера и 10-м контактом (розовый провод) 13-и клеммной 
красной колодки комбинации приборов (в некоторых модификациях ВАЗ - 2110) 
- Не горит подсветка дисплея БК - в режиме “Часы: Мультидисплей” увеличить яркость дисплея 
- Некорректная работа БК (сбой ПО) - провести возврат к заводским установкам