Маршрутный бортовой компьютер GAMMA GF 218T 
Бортовой компьютер предназначен для установки на инжекторные автомобили ВАЗ 
семейства 1118 “Лада-Калина”. 
Выполняет функции часов с календарем и будильником, маршрутного компьютера, 
диагностического тестера и аварийного сигнализатора и определяет сроки технического 
обслуживания и динамические параметры автомобиля. 
Отличительные особенности БК Gamma 
1. Применен усовершенствованный алгоритм навигации по режимам БК для обеспечения 
оперативного доступа к функциям. 
2. Введена группа “Настройки”, объединяющая корректируемые параметры БК. 
3. Введено предупреждение о включенных габаритах. 
4. Улучшена регулировка яркости и контрастности дисплея. 
5. Реализована функция “Любимые параметры”, отображающая на экране дисплея 
два произвольных параметра из общего списка на выбор. 
6. БК определяет тип контроллера и версию его ПО при первом подключении к бортсети 
автомобиля и включении замка зажигания, а также тестирует наличие канала связи между БК 
и контроллером впрыска топлива (К-линия). 
Комплектация 
бортовой компьютер...................1 скотч двухсторонний.................1 
жгут проводов.............................1 руководство............................. 1 
соединитель проводов................7 упаковка....................................1 
Технические характеристики 
Напряжение питания, В..............................................................................6 - 18 
Средний ток потребления, мА - при включенной подсветке..................200 
- при выключенном зажигании...............20 
Точность хода часов, с/сутки.....................................................................± 10 
Рабочая температура, °С..........................................................................-20…+65 
Масса, г не более...........................................................................................200 

Функции бортового компьютера 
Часы 
- мультидисплей текущего времени, даты, состояния будильника 
Настройки 
- коррекция основных параметров БК 
Техническое обслуживание 
-замена масла ДВС и КПП, свечей и ремня ГРМ, воздушного и топливного фильтров 
Динамические параметры 
- максимальная достигнутая скорость движения за поездку 
- время разгона до 100 км/час 
- время прохождения мерного участка 
Маршрутные параметры 
- мультидисплей 
- остаток топлива в баке 
- прогноз пробега на остатке топлива 
- общий расход топлива 
- расход топлива за поездку 
- пройденное расстояние за поездку 
- средний расход топлива за поездку 
- цифровой спидометр 
- средняя скорость движения за поездку 
- “черный ящик по скорости” 
- время поездки 
- стоимость поездки 
Текущие параметры 
- мультидисплей 
- текущий (мгновенный) расход топлива 
- температура охлаждающей жидкости 
- напряжение бортовой сети 
- частота вращения вала двигателя 
- положение дроссельной заслонки 
- массовый расход воздуха 
- угол опережения зажигания 
- положение регулятора холостого хода 
- ионизатор 
Любимые параметры 
- обзор на экране дисплея двух параметров на выбор по предпочтению 
Ошибки системы 
- диагностические коды системы впрыска 
с полной расшифровкой кодов ошибок и 
с возможностью их сброса 
Аварийный сигнализатор 
- опасный перегрев двигателя 
- недопустимое напряжение в бортсети 
- превышение порога скорости 

Назначение кнопок 
TIME - просмотр текущего времени, даты, состояния будильника; 
- выход в основное меню. 
LEFT-RIGHT - переключение между режимами основного меню производится по схеме: 
настройки - техническое обслуживание - динамические параметры - 
маршрутные параметры - текущие параметры-любимые параметры- ошибки системы; 
- перебор функций в режимах основного меню. 
MENU - вход в режимы (выход из режимов) основного меню БК. 
Переключение в режимы “Маршрутные параметры”, “Текущие параметры” 
и “Любимые параметры” после их выбора в основном меню кнопками 
LEFT-RIGHT производится программно без нажатия кнопки MENU. 
Процедура коррекции 
Одновременное нажатие на кнопки LEFT-RIGHT означает переход в режим коррекции. 
Далее нажатием кнопок LEFT или RIGHT изменяется значение параметра. 
При одновременном нажатии LEFT-RIGHT происходит выход из режима коррекции. 
Процедура сброса 
В некоторых режимах одновременное нажатие на кнопки LEFT-RIGHT означает сброс значения 
функции, отображаемой на дисплее (см. ниже по тексту). 
Установка БК 
Рис.1 Подключение БК 
Контакты колодки для БК: 
1. Сигнал расхода топлива (СРТ) 2. К – линия 3. Зажигание 4. Резервный 
5. + 12В 6. Подсветка 7. Масса 8. Датчик уровня топлива (ДУТ) 
9. Датчик скорости (ДСА) 
18-22, 27, 28 - контакты колодки комбинации приборов 

Отсоединить отрицательную клемму от аккумулятора 
1.Отвернуть винты крепления облицовки комбинации приборов и снять облицовку. 
Отвернуть винты крепления комбинации приборов и снять комбинацию, отсоединив колодку жгута 
проводов от комбинации. Поднять на 3-4 см край передней облицовки панели приборов в районе 
комбинации и зафиксировать образовавшийся зазор. 
2.Пропустить 9-и клеммную колодку жгута БК со стороны комбинации снизу вверх через отверстие 
в панели приборов и вывести ее в зазор между панелью приборов и облицовкой панели к месту 
установки БК у центрального сопла обдува лобового стекла. 
3.Снять заглушку тоннеля пола. Протянуть серый провод К-линии жгута БК к диагностической 
колодке, находящейся под заглушкой туннеля пола, и подключить его согласно рис.1. 
4.Соединителями проводов (входят в комплект) подключить провода жгута БК к проводам жгута 
колодки комбинации приборов согласно единой цветовой маркировке (рис.1). 
5.Подключить колодку к комбинации приборов. Установка комбинации приборов производится в 
порядке, обратном снятию. Подключить 9-и клеммную колодку жгута к колодке БК и уложить 
колодки в корпус БК. Зафиксировать БК на месте установки с помощью двухстороннего скотча 
(входит в комплект). 
6.Подключить отрицательную клемму к аккумулятору. 
Инициализация БК (Возврат к заводским установкам) 
Данный режим предназначен для использования специалистами автосервиса при первичном 
монтаже БК на автомобиль. Для активизации режима отсоединить от БК 9-и клеммную колодку, 
затем вновь подключить колодку к БК при удержании кнопки TIME до момента загорания дисплея. 
При этом: 
- обнуляются параметры движения за поездку и общий расход топлива; 
- устанавливается ряд служебных констант; 
- часы и будильник в положении 00 час 00мин, показания календаря - исходные; 
- звуковой сигнал будильника выключен; 
- ограничитель скорости выставлен на 160 км/час; 
- отменяются все ранее произведенные действия и установки. 
Для проведения инициализации БК в процессе эксплуатации необходимо: 
выключить зажигание, снять отрицательную клемму с аккумулятора, зафиксировать кнопку TIME 
в нажатом состоянии и вновь подключить клемму к аккумулятору. 
Примечание: после инициализации БК в случае несоответствия показаний БК и стрелочного 
указателя уровня топлива провести тарировку бензобака. 
Включение БК 
При первом подключении БК к бортсети автомобиля и включении замка зажигания 
определяется тип контроллера и версия программного обеспечения, тестируется канал связи между 
БК и контроллером впрыска топлива (К-линия). 
При этом на дисплее отображается: ”Бортовой компьютер GAMMA” и определяется тип 
контроллера и версия его ПО (например): ”Bosch M7.9.7 Код ПО: B1C02Q05”. 
Тестируется канал связи,при отсутствии выводится предупреждающее сообщение: ”Нет связи” 
(при этом группы “Текущие параметры”, “Любимые параметры” и ”Ошибки системы” исключаются 
из меню работы БК). Если связь присутствует, то предупреждающее сообщение не появляется. 
Примечание: повторное тестирование в процессе эксплуатации после включения замка зажигания 
длительным нажатием кнопки MENU. 

Часы 
При нажатии на кнопку TIME отображается мультидисплей текущего времени, даты, состояния 
будильника. Выход в основное меню нажатием кнопок TIME или MENU. 
В данном меню реализован демо-режим, позволяющий автоматически последовательно 
просматривать все функции БК с реальным отображением параметров. 
Включение / выключение демо-режима производится нажатием кнопок LEFT - RIGHT. 
Настройки 
Переключение в режим производится из основного меню БК нажатием кнопки MENU. 
Установка часов, будильника, календаря, а также регулировка яркости и контрастности дисплея 
производится из соответствующих режимов с использованием процедуры коррекции в соответствии 
с интерактивными указаниями на дисплее. 
Включить / выключить сигнал будильника можно нажатием кнопки MENU в режиме будильника. 
Если он включен, то на дисплее загорится символ колокольчика. Выключение звукового сигнала 
будильника - через 1 минуту или нажатием любой кнопки. Выбор 1 из 4-х мелодий будильника 
кнопками LEFT или RIGHT. Прослушать выбранную мелодию можно нажатием кнопки MENU. 
Маршрутные параметры 
Переключение в группу маршрутных параметров производится из основного меню БК нажатием 
кнопки MENU. В этом режиме БК отображает функции: 
- мультидисплей 
- остаток топлива в баке (л) 
- прогноз пробега на остатке топлива (км) 
- общий расход топлива (л) 
- расход топлива за поездку (л) 
- пробег за поездку (км) 
- средний расход топлива за поездку (л/100) 
- текущая скорость (км/час) 
- средняя скорость поездки (км/час) 
- черный ящик по скорости - максимальная скорость за последний километр движения (км/час) 
- время в пути (час: мин) 
- стоимость поездки (руб) - через режим коррекции вводится стоимость 1л топлива 
Мультидисплей 
Функция позволяет одновременно отобразить на дисплее четыре важнейших параметра, 
характеризующих особенности поездки: 
Верхняя строка: - средний расход топлива за поездку (л/100) - уровень топлива (л) 
Нижняя строка: - пробег (км) - расход за поездку (л) 
Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить параметры поездки (без 
дополнительных манипуляций с кнопками управления БК). 
Тарировка указателя остатка топлива в баке под конкретный автомобиль 
В данном изделии используется усовершенствованная методика тарировки датчика уровня 
топлива, суть которой - приведение в соответствие показаний конкретного датчика уровня топлива 
к заводской тарировке БК. 
Методика тарировки двухточечная и производится в режиме отображения уровня топлива в баке. 
Вход в режим тарировки с использованием процедуры коррекции. 
При этом на дисплее появляется надпись: 
"Тарировка датчика топлива" 
" > - верхняя точка" 
" < - нижняя точка" 
"Time - заводские установки" 
Кнопки БК при этом получают альтернативное назначение: 
TIME - возврат к заводским настройкам 
RIGHT - тарировка верхней точки (уровень топлива более 20л) 
LEFT - тарировка нижней точки (уровень топлива менее 10л) 

С помощью кнопок LEFT и RIGHT набирается известный уровень топлива и производится выход 
из тарировки с помощью процедуры коррекции. 
Пример 1: по загоранию контрольной лампы провести тарировку бака в нижней точке по уровню 
7 литров, залить 20 литров и оттарировать бак в верхней точке по уровню 7 + 20 = 27 литров. 
Пример 2: по загоранию контрольной лампы провести тарировку бака в нижней точке по уровню 
7 литров, залить полный бак и провести тарировку бака в верхней точке по уровню полного бака. 
Внимание! Тарировку бензобака производить не ранее 2-х минут после остановки автомобиля на 
ровной горизонтальной площадке с запущенным двигателем. 
Коррекция точности измерения расхода топлива 
В изделии реализована усовершенствованная процедура корректировки точности измерения 
расхода топлива, суть которой рассмотрим на примере, однако возможны и другие варианты 
на усмотрение водителя. 
Заправить полный бак 50 л. В режиме “Пробег за поездку” процедурой сброса обнулить параметры 
движения за поездку. Продолжить движение. После загорания контрольной лампочки, 
что соответствует остатку топлива в бензобаке 7 ±1л, в режиме ”Расход топлива за поездку” 
необходимо выставить с помощью процедуры коррекции известный объем топлива в литрах, 
затраченный на поездку, в нашем примере 50 - 7 = 43 л. Если расчетный объем совпадает 
с индицируемым, то коррекция не требуется. 
После проведения этой процедуры БК автоматически пересчитает все расходные параметры. 
Примечание: вход в режим коррекции точности измерения расхода топлива возможен только 
при условии, что объем израсходованного топлива, составит от 10 до 100 литров. 
Установка предела скорости 
Установка предела скорости производится через процедуру коррекции в режиме текущей 
скорости. 
Сброс счетчиков 
Сброс путевых счетчиков (начало поездки) и счетчика общего расхода топлива осуществляется 
посредством процедуры сброса в режиме “Пробег за поездку” и в режиме “Oбщий расход топлива” 
соответственно. 
Текущие параметры 
Переключение в режим текущих параметров производится из основного меню БК нажатием 
кнопки MENU. 
В этой группе БК отображает функции: 
- мультидисплей 
- текущий расход топлива (л/ч или л/100 км при скорости больше 20 км/ч) 
- температура охлаждающей жидкости (°С) 
- напряжение в бортсети (В) 
- частота вращения коленвала двигателя (об/мин) 
- положение дроссельной заслонки (%) 
- массовый расход воздуха (кг/ч) 
- угол опережения зажигания (град) 
- положение регулятора холостого хода (шаг) 
- ионизатор 
Мультидисплей 
Функция позволяет одновременно отобразить на дисплее четыре важнейших параметра, 
характеризующих состояние двигателя: 
Верхняя строка: - расход топлива (л/час, л/100км) - обороты /мин 
Нижняя строка: - температура двигателя (°С) - напряжение бортсети (В) 
Использование этого режима позволяет водителю оперативно оценить особенности работы 
двигателя (без дополнительных манипуляций с кнопками управления БК). 

Ионизатор 
Функция "Ионизатор" предназначена для облегчения низкотемпературного запуска двигателя 
с помощью предпускового прогрева свечей зажигания и ионизации части объема камеры сгорания 
в области межискрового промежутка. 
Процедура использования режима: включить замок зажигания, не запуская двигатель, выбрать 
в меню БК функцию "Ионизатор" и, используя процедуру двойного нажатия кнопок, запустить ее. 
Выключение произойдет автоматически по истечении заданного временного промежутка. 
После этого следует приступить к стандартной процедуре запуска двигателя. 
Динамические параметры 
Переключение в группу динамических параметров производится из основного меню БК нажатием 
кнопки MENU. При нажатии на кнопки LEFT или RIGHT БК последовательно отображает 
следующие функции: 
Максимальная достигнутая скорость движения за поездку 
- сброс значения с помощью процедуры сброса. 
Время разгона до 100 км/час 
- методика замера: после старта автоматически запускается счетчик времени, по достижении 
скорости в 100 км/час счетчик выключается и раздается короткий звуковой сигнал, результаты 
сохраняются на дисплее БК до следующего старта. 
Время прохождения мерного участка 
- выбор длины участка 1000м или 402м (Street Racing) производится с помощью процедуры 
коррекции: левая кнопка выбирает участок 402м, правая - участок 1000м. Методика замера: 
после старта автоматически запускается счетчик времени, после прохождения мерного участка 
счетчик выключается и раздается короткий звуковой сигнал. 
Результаты сохраняются на дисплее БК до момента следующего старта. 
Любимые параметры 
Данный режим позволяет выставить для обзора на экране дисплея из общего списка два параметра 
на выбор по предпочтению. 
Выбор параметра в левой части дисплея - кнопкой LEFT. 
Выбор параметра в правой части дисплея - кнопкой RIGHT. 
Техническое обслуживание 
Переключение в режим технического обслуживания производится из основного меню БК нажатием 
кнопки MENU. 
В этом режиме содержится информация о пробеге автомобиля до момента наступления ТО: 
- замена масла ДВС - замена воздушного фильтра 
- замена масла КПП - замена топливного фильтра 
- замена свечей - замена ремня ГРМ 
Периодичность замены по умолчанию задается в соответствии с ВАЗовскими нормами и может 
изменяться водителем посредством процедуры коррекции. 
О наступлении события водитель оповещается предупреждающим текстовым сообщением на экране 
и звуковым сигналом при включении замка зажигания. Проброс предупреждающих сообщений 
производится процедурой двойного нажатия при их отображении на дисплее. 
Внимание! После проведения ТО задайте периодичность замены в каждой группе. 
Ошибки системы 
Переключение в группу ошибок системы впрыска производится из основного меню БК нажатием 
кнопки MENU -на дисплее загорится символ “Внимание” и надпись “Ошибки системы” с 
сообщением о количестве ошибок. Просмотр ошибок осуществляется кнопками LEFT или RIGHT 
с полной расшифровкой кодов ошибок системы. Стирание ошибок производится посредством 
процедуры “сброс”. 

Аварийный сигнализатор 
При перегреве двигателя (температура больше 110°С), недопустимом напряжении в бортовой сети 
(меньше 10.8 и больше 15.8 Вольт) и превышении установленного порога скорости БК подает 
звуковой сигнал и на экране отображается причина включения сигнализатора, независимо 
от установленного на дисплее режима. 
Предупреждение о включенных габаритах: при выключении зажигания на дисплей выводится 
сообщение о включенных габаритах, сопровождаемое звуковым сигналом. 
Предупреждение о гололеде: при температуре окружающего воздуха около -2...+2 °С 
при запуске двигателя на дисплей выводится предупреждение о гололеде. 
Возможные проблемы 
БК не включается - нет напряжения питания или «массы» в разъеме БК 
- нет напряжения на контакте вывода 3 разъема БК 
БК не переходит в режимы “Текущие параметры”, “Любимые параметры” и ”Ошибки системы” 
(на дисплее надпись “Нет связи”) 
- не подключен провод К-линии между диагностическим разъемом и разъемом БК 
или пропал контакт в этой цепи 
- если иммобилайзер не установлен, то нет перемычки в его разъеме между 9 и 18 контактами; 
разъем находится в консоли недалеко от контроллера впрыска 
БК не вычисляет текущую скорость - проверить контакт вывода 9 разъема БК 
БК не вычисляет общий расход - проверить контакт вывода 1 разъема БК 
БК неверно вычисляет остаток топлива в баке 
- проверить контакт вывода 8 разъема БК 
Не соответствует остаток топлива в баке при уровне топлива менее 10 литров 
- провести тарировку нижней точки 
Не соответствует остаток топлива в баке при уровне топлива более 20 литров 
- провести тарировку верхней точки 
Некорректная работа БК (сбой ПО) - провести возврат к заводским установкам 
Сводная таблица диагностических кодов системы впрыска топлива 
Код Описание неисправности 
0102 / 0103 низкий/высокий уровень сигнала датчика расхода воздуха 
0112 / 0113 низкий/высокий уровень сигнала датчика температуры впускного воздуха 
0115 неверный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости 
0116 выход сигнала ДТОЖ за пределы допустимого диапазона 
0117 / 0118 низкий / высокий уровень сигнала ДТОЖ 
0122 / 0123 низкий / высокий уровень сигнала датчика положения дросселя 
0130 датчик кислорода до нейтрализатора неисправен 
0131 медленный отклик датчика О2 до нейтрализатора на обогащение или обеднение 
0132 высокий уровень сигнала датчика кислорода 
0133 медленный отклик датчика О2 до нейтрализатора на обогащение или обеднение 
0134 нет активности датчика кислорода 
0135 обрыв нагревателя датчика кислорода 
0136 замыкание цепи сигнала на массу датчика кислорода после нейтрализатора 
0137 низкий уровень сигнала датчика кислорода после нейтрализатора 
0138 высокий уровень сигнала датчика О2 после нейтрализатора 
0140 обрыв цепи сигнала датчика О2 после нейтрализатора 
0141 неисправен нагреватель датчика кислорода после нейтрализатора 
0171 / 0172 смесь слишком бедная /богатая 
0201 / 0202/ 0203 / 0204 обрыв в цепи управления 1 / 2 / 3 / 4 форсункой 
0261 / 0262 цепь управления форсункой 1 замкнута на землю / +12В 
0264 / 0265 цепь управления форсункой 2 замкнута на землю / +12В 
0267 / 0268 цепь управления форсункой 3 замкнута на землю / +12В 
0270 / 0271 цепь управления форсункой 4 замкнута на землю / +12В 

0300 обнаружены пропуски зажигания 
0301 / 0302 / 0303 / 0304 обнаружены пропуски зажигания в 1 / 2 / 3 / 4 цилиндре 
0325 обрыв датчика детонации 
0327 / 0328 низкий / высокий уровень шума двигателя 
0335 ошибка датчика синхронизации коленчатого вала 
0336 неверный сигнал датчика положения коленчатого вала 
0340 ошибка датчика фазы 
0422 эффективность нейтрализатора ниже порога 
0423 неисправна цепь управления клапаном продувки адсорбера 
0443 неисправна цепь управления клапаном продувки адсорбера 
0444 замыкание на +12В или обрыв цепи управления клапаном продувки адсорбера 
0445 замыкание на массу цепи управления клапаном продувки адсорбера 
0480 неисправность цепи управления вентилятором №1 
0500 нет сигнала датчика скорости автомобиля 
0501 ошибка датчика скорости автомобиля 
0503 / 0505 ошибка регулятора холостого хода 
0506 / 0507 низкие / высокие обороты холостого хода 
0560 неверное напряжение бортовой сети 
0562 / 0563 низкое / высокое бортовое напряжение 
0601 ошибка контрольной суммы ПЗУ 
0603 / 0604 ошибка внешнего / внутреннего ОЗУ 
0607 неверный сигнал канала детонации контроллера 
1102 низкое сопротивление нагревателя датчика кислорода 
1115 неисправная цепь управления нагревом датчика кислорода 
1140 измеренная нагрузка отличается от расчетной 
1171 / 1172 низкий / высокий уровень сигнала с потенциометра коррекции СО 
1386 ошибка внутреннего теста в канале обнаружения детонации 
1410 / 1425 цепь управления клапаном продувки адсорбера: замыкание на +12в/на землю 
1426 обрыв цепи управления клапаном продувки адсорбера 
1500 обрыв цепи управления реле электробензонасоса 
1501 / 1502 цепь управления реле бензонасоса: замыкание на землю / +12В 
1509 перегрузка цепи управления регулятором холостого хода 
1513 / 1514 цепь управления регулятором холостого хода: замыкание на землю/+12В 
1541 обрыв цепи управления реле бензонасоса 
1570 неверный сигнал АПС 
0601 / 1600 нет связи с иммобилайзером 
1602 пропадание напряжения бортсети 
1606 неверный сигнал датчика неровной дороги 
1622 / 1603 ошибка EEPROM 
1612 ошибка сброса блока управления 
1616 / 1617 низкий / высокий уровень сигнала датчика неровной дороги 
1620 / 0601 ошибка ПЗУ 
1621 / 0603 ошибка ОЗУ 
1640 ошибка теста чтение-запись 
1689 ошибочные значения кодов в памяти ошибок контроллера